Спасо-Преображенский монастырь - Музей-Заповедник Ярославля

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны - в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле. Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника. А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью. 

церковь Печерской Иконы Богоматери

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… - XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

- Собор Спаса Преображения;

- Церковь Ярославских Чудотворцев;

- Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Ярославский Музей-Заповедник с высота птичьего полета

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века. И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены. Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность. Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры. На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков. А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Во внутреннем дворе, Ярославский музей заповедник

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев - Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения. До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому. Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Церковь Ярославский Чудотворцев

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы. Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар. Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам). Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня). Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты - гениальное техническое решение средневековья!

Во дворе ярославского музей-заповедника

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы. Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности. Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Настоятельские палаты в Спасо-Преображенском монастыре

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

- Богородицкая;

- Михайловская;

- Богоявленская;

- Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями. Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич. Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы. И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Панорама с Обзорной вышки Ярославского Музея-Заповедника

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов. С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания. Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще.  А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» - прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории. Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Ярославский Музей-Заповедник, памятник

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

- "Слово о полку Игореве" - экспозиция древних и уникальных книг X — XVIII веков.

- "Природа Ярославского края" - природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

- "Иконы Ярославля XVI — XVIII веков" - огромная экспозиция икон

- "История Ярославского края" - коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

- "ЯрмаНка" - экспозиция различных интересных предметов XIV - XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

- "Княжество, уезд, губерния"- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

- "Сокровища Ярославля" - уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV - XIX веков

- "Шестиногие хозяева планеты" - экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

Выставка "Слово о полку Игореве"  

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль. Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков. Именно здесь обнаружили известное «Слово…» - древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

- первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года. Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов. С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

- 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети - Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве. С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного. Благодаря житию ярославские чудотворцы  оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

- 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного. В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке. В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля. Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном - 12.

- 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

 С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века  монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом. Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита. В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

- 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница. Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями. Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом. Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом  работ, которые предполагали проведение реставрации. С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25

Случайные материалы

  • Музей солеварения

    В Ярославле есть свой собственный музей солеварения. Ландшафтно-этнографический музей «Соль Великая» расположен на берегу Волги в 45 километрах от...


    Подробнее...
  • Ярославский цирк

    Ярославский цирк представляет собой крупнейший государственный цирк, расположенный в городе Ярославле. Это произведение искусства расположилось на...


    Подробнее...
  • Церковь Иоанна Предтечи

     Благолепная. Уникальная. Грандиозная. Завораживающая. Великолепная. Все эти эпитеты посвящены ярославской достопримечательности, признанной...


    Подробнее...