Детская Железная дорога

Линия Ярославской детской железной дороги проложена по территории Яковлевского бора на северо-восточной окраине города в Заволжском районе. Около 6 км маршрута проходят по живописным уголкам зелёного массива, занимающего площадь в 56 га и включённого в 1993 г в число региональных памятников природы. Дорога связывает между собой три станции и две остановочные платформы: Ярославскую, Зелёную, Юбилейную, Луговую и Пионерскую.  На этой линии с мая по сентябрь под контролем взрослых юные железнодорожники занимаются перевозкой пассажиров. Часть из них направляются на спортивные состязания по дуатлону или легкоатлетическому кроссу, проходящие в Яковлевском бору, другие возвращаются в город после прогулки по экологической тропе, а кто-то направляется в один из ближних посёлков или просто отправился вместе со своими детьми в 40-минутное путешествие по узкоколейке на маленьком поезде. В распоряжении ребят локомотивы ТУ6, ТУ7А, ТУ10 и пять пассажирских вагонов. Безопасность движения поезда и пассажиров обеспечивает надёжная система автоблокировки. Ребята, которым доверено управление тепловозами, перед практикой проходят обучение на тренажере, имитирующем работу систем управления локомотивом.

 Детская железная дорога в Ярославле

Немного истории

У Ярославской детской железной дороги целых два "дня рождения". Первая ветка железной дороги, на которой любая работа доверялась детям, была открыта в Ярославле в мае 1946 г. Линия проходила по самому берегу Волги в левобережной части города и имела 3 остановки: главный вокзал Родина, платформу Волга и станцию Победа, расположенную около пионерского лагеря им. С. М. Кирова. В 1957 г. после завершения строительства Горьковского водохранилища уровень реки поднялся и затопил всё трассу железной дороги. Весь подвижной состав законсервировали в надежде на возобновление работы дороги на новом месте. К сожалению, этого не случилось и спустя 4 года вся техника была утилизирована.

Возрождение детской железной дороги в Ярославле произошло только спустя 13 лет, в 1970 г. К этому году была построена линия протяжённостью 3,4 км со станциями Пионерская около посёлка Яковлевского, Зелёная и Луговая.   В 1980-х и начале 1990-х годов было проведено техническое переоснащение железной дороги и подвижного состава. Один из старых тепловозов Гр-332 теперь можно увидеть на почётной стоянке у станции Пионерская.

Большие перемены на дороге произошли в 2007-2008 гг. В это время была увеличена протяжённость линии и появились две новые станции: Юбилейная, около посёлка Игнатовское, и Яковлевская, вблизи главного вокзала. Пассажирское движение на новом участке открылось 9 мая 2009 г.
Образовательный центр

Детская железная дорога в Ярославле

Для подростков детская железная дорога - это возможность узнать многие профессиональные секреты железнодорожных специальностей. В их обязанности входит вождение составов и продажа билетов и участие поддержании в рабочем состоянии всех инженерных коммуникаций железнодорожной линии. Обучающие занятия проходят не только в виде монотонных лекций, насыщенных теоретическими знаниями, но и в игровой форме.

В учебных кабинетах около 1 000 юношей и девушек старше 12- ти лет ежегодно знакомятся со спецификой таких железнодорожных профессий, как осмотрщик вагонов, ревизор, бригадир вагона или поезда, поездной диспетчер, стрелочник, машинист и помощник машиниста. Учебный курс рассчитан на 4-года или 5 лет.

В течение первого года занятия проводятся на базе общеобразовательных школ, а в дальнейшем в оборудованных учебных кабинетах центра. Его гордостью стал большой учебный макет железной дороги, управляемой с помощью компьютеров. Увидеть его в действии могут и пассажиры в холле главного вокзала.

Музей

В 2011 году при железной дороге был открыт небольшой мужей. В первом из трёх залов музея посетители оказываются в вестибюле вокзала конца XIX среди ростовых кукол, изображающих ожидающих поезда пассажиров и работников станции.

Часть экспозиции второго зала отведена рассказу об истории строительства "императорского" железнодорожного моста через Волгу. Языком документов и старинных предметов повествуется о биографии С. Мамонтова и его вкладе в развитие железнодорожного сообщения, периоде электрофикации дороги и о труде железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Третий зал оформлен в виде кабины машиниста локомотива. Здесь, устроившись в удобном кресле, можно совершить небольшое виртуальное путешествие по Северной железной дороге в формате 3D.

Ярославская детская железная дорога выполняет множество функций. Это одновременно и аттракцион, и полноценный вид общественного транспорта, перевозящий ежегодно около 20 тыс. человек, и уникально средство обучения азам профессии. Она по праву входит в число 5 лучших аналогичных дорог страны.

Случайные материалы

  • Музей мишек в Ярославле

    Медведь является символом города Ярославля. И жители города обожают этот символ. В Ярославле часто можно встретить интересные клумбы в виде...


    Подробнее...
  • Театр кукол

    Ярославский театр кукол можно смело отнести к числу самых старых российских детских театров. Его основателем стала Мария Слободская – известный...


    Подробнее...