Церковь Иоанна Предтечи
Благолепная. Уникальная. Грандиозная. Завораживающая. Великолепная. Все эти эпитеты посвящены ярославской достопримечательности, признанной мировой ценностью - самоцвету русского зодчества конца XVII столетия редчайшей красоты – церкви Иоанна Предтечи. Она отмечена во всех реестрах ЮНЕСКО, как желательный и максимально познавательный экскурсионный туристический маршрут.
И быть ей красотой небывалой
Жил в слободе на окраине Ярославля промысловый люд, что занимался толчением коры древесной для дубильных красок, свинца для сурика и белила - для кожевенных заводов. Так и прозвали ту слободу – Толчковой. Была построена там теплая деревянная, просто скроенная Вознесенская церковь. Но народу прибавлялось. Стала она мала. И решили тогда ярославцы не просто обустроить, а полностью перестроить обитель божьей молитвы. Да сделать её каменной. А еще – особенной – какой прежде никогда не было. Так и написали они в челобитной ростовскому митрополиту Иоанну Сысоевичу, что была отправлена ему в 1671 году. Дал он благословение на постройку. Вот только ни кирпича, ни денег на воздвижение грандиозного храма не было в казне. Но не остановило это знатоков кожевенного дела. Каждый внес в богоугодное дело свою толику: кто вложил кружева, кто серебряные слитки, кто землю свою, прежде занятую огородами, а иные и заводами или лавками своими торговыми жертвовали. Так, с миру по нитке, и собирали изрядную сумму. 16 лет шли сборы и строительство 44-метрового храма, посвященного Усекновению головы Иоанна Предтечи.

В 1687 взметнулась над городом поистине небывалая 15-главая (!) четырехстолпная церковь, что превышала ростом своим и роскошью даже монументальный кафедральный собор города. Фасад её был украшен райскими садами стенной росписи, изразцовые элементы с елейно украшенными птицами, дробный узор и красочно-нарядные крупные элементы. Два предела, как и церковное основание, венчало приглядное пятиглавие. Такое же количество куполов было на самой церкви, с равнозначными по высоте пределов тремя крытыми галереями.
Поражал воображение и внутренний убор храма, над которым трудились лучшие из лучших православных стенописцев. Особо величественно смотрелся (и выглядит до сей поры) Предтеченский иконостас из шести рядов – уникальная библейская энциклопедия настоящих евангельских сюжетов, искусность изображения которых до сих пор непревзойденно ни в одном православном храме! Последний его уровень, с центра которого внимательно вглядывалась в душу молящихся Новозаветная Троица – праотеческий. Венчался он виртуозно исполненным резным распятием.
Пышная позолота, объемная высокоточная резьба барельефов. Сотни поучительных сюжетов «приодетых» в русские наряды. Так, помощник Ильи-пророка шествовал по ржаному полю, спелые колосья которого жали жницы в русских народных сарафанах. Проклятый братоубийца сохой пахал землю. Царские врата одного из приделов украшала ювелирная позолоченная деревянная резьба… А ведь храм полностью расписали за какой-то год! Да так основательно, что реставрировали иконопись лишь в 1906 году.
Вскоре прихожане заметили, что богато украшенная гранатом, жемчугами да иными самоцветами иконопись (выполненная в греческом стиле) с изображением Ионна Предтечи помогает избавиться от изнуряющей головной боли. Действие ее сохранилось (а некоторые говорят, что усилилось) и в нынешнее время. При храме была открыта богадельня, где с первого дня нашли приют 4 десятка нищих да убогих. Чуть позже появилось приходское попечительство, а потом и церковноприходская школа, следом за ней приют для девочек (впоследствии он вырос в двухэтажное здание, где помимо школы была еще и женская мастерская).

И подивился мир
В конце XVII-начале XVIII века рядом Иоаннопредтеченская церковь дополнилась ажурным силуэтом звонницы. Несмотря на свой 45-метровый рост, она поражала своим изяществом, как своих современников, так и нынешних созерцателей архитектурной находки. В шести рядах колокольни слились воедино ярославское кружево архитектуры и московское пышнотелое барокко, живописные башенки и арочные прорези, белокаменная резьба и пилястры. Каждый уровень звонницы словно дышит в унисон с основным храмом, став с ним неразрывным целым. Изначально к звонким колоколам звонницы, что созывали люд православных на все святые праздники, вели многоступенчатые сходни. К сожалению, сегодня вход на верхнюю площадку замурован – колокольня натружено накренилась в эпоху рьяного советского расцерковленья: слишком долго её нутро терзали кузнечными мехами да содроганием много килограммовых молотов. Лишь в 1958 во время проведения реставрационных работ ей удалось распрямить плечи, но, увы, не заполучить назад свой потерянный голос.

Священные врата
Весь периметр чудесного церковного ансамбля был обнесен кирпичной оградой. На входе – возвышались Святые врата. Построены они по подобию Золотых киевских ворот, но если те отличались основательной тяжеловесностью, то эти легковесным арочным плетением соединяющихся восьмериков. Изящный проем предназначался для церковных процессий…
К сожалению, до наших дней дошла лишь максимально урезанная и поруганная за годы забвения, запрета божьего слова красота врат.Печальная участь и новая жизнь. Почитание любимой в Толчковой слободе обители враз закончилось в 20-е годы ХХ столетия. Колокола со звонницы сбросили, разместив в ней кузницу и мастерскую. Богослужения запретили. А позже храм стал частью завода «Победа рабочих». В нем хранилось и зерно, и карбид, и разнообразные красители…Но торжество разума восторжествовало – в 50-е годы храм приобрел статус музейного комплекса. И в нем начались реставрационные работы. Позже его взяло под свою охрану ЮНЕСКО. Кропотливое восстановление иконостаса церкви Иоанна Предтечи ведется и по сегодняшний день. Здесь не проходит служба, но музей-заповедник открыт для всех без исключения людей, разного вероисповедания и взглядов, желающих прикоснуться к немому свидетелю ярославских зодчих, живших во времена былинных баталий за независимость земли русской и расцвета веры православной.
Адрес: наб. 2-я Закоторосльная, 69